О потребности работодателей
Брянской области в кадрах
Сегодня в Брянской области соискателями работы в целях выбора профессии и планирования карьеры, определения перспективы повышения квалификации, профессиональной переподготовки, а региональными работодателями в целях обеспечения непрерывности и сбалансированности процесса подготовки кадров активно используется справочник востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий.
Справочник является базовым государственным информационным ресурсом, содержащим характеристику профессии, информацию о возможности трудоустройства, получения образования, ссылки на клаcсификаторы и справочники, профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты, принадлежность к перечню компетенций WorldSkills.
С учетом роста количества вакансий в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности работодатели Брянской области принимают активное участие в актуализации справочника по отраслям «мясопереработка» и «радиоэлектроника», что соответствует специфике развития региона.
Также работодатели области принимают активное участие в формировании региональной прогнозной потребности в кадрах.
При формировании прогноза потребности рынка труда в кадрах на период с 2018 по 2024 годы в опросе приняли участие 1549 крупных, средних и малых предприятий и организаций области, из них 1282 работодателя заявили о потребности в кадрах, в том числе 46 предприятий, реализующих инвестиционные проекты.
Наибольшую долю в потребности составляют работники, прошедшие профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки и переподготовки по профессиям рабочих, – 22,7 тыс. человек, или 40,9 %, работники со средним профессиональным образованием составляют 16,7 тыс. человек, или 30,1 % от общей потребности. Доля работников с высшим образованием составила 9,7 тыс. человек, или 17,4 %. Потребность в работниках без предъявления требований к образованию составила 6,4 тыс. человек (11,6 %).
На долю рабочих профессий приходится от 75 % до 77 % общей потребности. В структуре рабочих профессий доля вакансий неквалифицированного труда составляет 15 %.
В разрезе видов экономической деятельности из общей потребности в кадрах 60 % приходится на «Обрабатывающие производства» и «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство».
Одновременно с разработкой прогноза потребности рынка труда в кадрах проводилась работа по актуализации регионального перечня востребованных на рынке труда Брянской области, новых и перспективных профессий и специальностей.
В условиях глобализации и повсеместной интеграции технологий уже сегодня абитуриентам необходимо думать о будущем и следовать новым тенденциям. Эти же рекомендации касаются студентов и людей, которые уже работают, важно идти в ногу со временем, чтобы в какой-то момент не остаться за бортом цивилизации и не перестать котироваться в профессиональной среде.
Поэтому мы сопоставили региональную прогнозную потребность в кадрах с профессиями будущего, которые были представлены в «Атласе новых профессий», разработанном Московской школой управления «Сколково» и Агентством стратегических инициатив.
В качестве основных задач с учетом анализа трендов, которые в будущем будут стоять перед сельскохозяйственной отраслью и с учетом возможности выполнения которых необходимо будет осуществлять подготовку квалифицированных кадров, представлены автоматизация и информатизация сельскохозяйственных предприятий и ферм, эксплуатация сложной роботизированной сельскохозяйственной техники, проектирование и управление сложными автоматизированными агрокомплексами и другие.
В будущем потребуются такие высококвалифицированные специалисты, как агроном-экономист, сельскохозяйственный эколог, агроинформатик/ агрокибернетик, ГМО-агроном и другие.
Сравнение фактически реализуемых на территории области образовательных программ высшего образования, потребности рынка труда в кадрах: краткосрочной региональной и долгосрочной, отраженной в атласе профессий, наглядно демонстрируют возможные изменения, которые произойдут в ближайшие десятилетия, и необходимость подготовить нынешних школьников и студентов к миру, в который они попадут с дипломами о высшем образовании.
Аналогичная тенденция прослеживается в обрабатывающем производстве. Среди задач будущего эксперты отмечают проектирование новых материалов с заданными свойствами, моделирование оборудования, процессов, объектов, прогнозирование жизненного цикла с помощью 3D и 4D моделей, проектирование роботов и робототехнических комплексов под различные нужды и другие.
Таким образом, на рынке труда востребованными станут следующие специалисты: системный инженер композитных материалов, проектировщик промышленной робототехники, рециклинг-технолог и другие.
С целью формирования у школьников определенной профессиональной направленности ежегодно проводятся областные профориентационные акции. В 2017 году были организованы встречи представителей департаментов промышленности, транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранения, профессиональных организаций и организаций высшего образования, учреждений здравоохранения и ведущих предприятий области с учащимися школ городов и районов области. Акция проходила под девизом «Выбираем профессию – проектируем жизнь!». Учащихся знакомили не только с востребованными на сегодня профессиями и специальностями, вниманию школьников также были представлены профессии будущего.
https://www.rabota-bryanskobl.ru/content/прогноз_баланса
Постановлением Правительства Брянской области от 25.01.2021 2021 № 14-п утвержден перечень наиболее востребованных и перспективных специальностей и рабочих профессий Брянской области, требующих среднего профессионального образования.
Перечень наиболее востребованных и перспективных специальностей и рабочих профессий Брянской области, требующих среднего профессионального образования
|
1 |
Швея; |
2 |
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; |
3 |
Медицинская сестра; |
4 |
Повар; |
5 |
Фельдшер; |
6 |
Воспитатель; |
7 |
Слесарь-ремонтник; |
8 |
Проводник пассажирского вагона; |
9 |
Оператор животноводческих ферм; |
10 |
Педагог дополнительного образования; |
11 |
Наладчик аппаратного и программного обеспечения; |
12 |
Наладчик автоматов и полуавтоматов; |
13 |
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; |
14 |
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве; |
15 |
Слесарь-сантехник; |
16 |
Сварщик; |
17 |
Мастер производственного обучения (по отраслям); |
18 |
Станочник деревообрабатывающих станков; |
19 |
Специалист-программист; |
20 |
Специалист по защите информации; |
21 |
Специалист по информационным системам; |
22 |
Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике; |
23 |
Кондитер; |
24 |
Бухгалтер; |
25 |
Парикмахер-стилист; |
26 |
Столяр; |
27 |
Машинист экскаватора; |
28 |
Лаборант химического анализа; |
29 |
Продавец, контролер-кассир; |
30 |
Электромонтажник (по отраслям); |
31 |
Разработчик веб- и мультимедийных приложений; |
32 |
Маляр; |
33 |
Электрик участка; |
34 |
Плотник; |
35 |
Слесарь-инструментальщик; |
36 |
Токарь-расточник; |
37 |
Машинист бульдозера; |
38 |
Товаровед-эксперт; |
39 |
Фармацевт; |
40 |
Технолог в общественном питании; |
41 |
Ветеринарный фельдшер; |
42 |
Агроном; |
43 |
Машинист крана (крановщик); |
44 |
Графический дизайнер; |
45 |
Специалист по эксплуатации и ремонту сельскохозяйственной техники и оборудования; |
46 |
Специалист по ремонту и обслуживанию автомобилей; |
47 |
Стропальщик; |
48 |
Акушерка; |
49 |
Машинист автогрейдера; |
50 |
Машинист тепловоза. |
|
|
|